Творчество и лидерство; мастерство жить в будущем

Главным критерием выживания отдельного человека (или организации) является его соответствие будущему (Thompson, 1968). "Соответствие будущему" - это основная функция развития мастерства и способностей, то есть улучшение производительности (1) и управление изменениями (2).

Творческое управление и новаторство
Новаторство и творчество являют собой ведущую силу для изменения, приспособления и эволюции. Творческое начало человека - это источник новых возможностей и надежды, мечты и действия. Однако оно может также быть причиной ощущения неопределенности и незащищенности.  Воображение и творчество могут порождать множество проблем, если ими неправильно управлять.
В последние годы,  с развитием высоких технологий стало очевидным, что способность управлять процессом творчества становится главным ключом к успеху и выживанию. Члену системы нужен определенный минимум гибкости, чтобы эффективно развиваться, приспосабливаться и выживать. Окружающая среда меняется, и если мы будем использовать те же методы, которые могли приводить нас к успеху в прошлом, в настоящем и будущем они могут не дать желаемых результатов.
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) предлагает набор инструментов, которые позволяют нам делать главные шаги по преодолению этих ограничений. НЛП предлагает такие способы рассматривать содержание прошлого опыта, чтобы можно было увидеть скрытую движущую силу поведения, а также структуру мышления, которая позволяет людям действовать эффективно. НПЛ предлагает определенную структуру и язык, который позволяет человеку моделировать стратегии.
НЛП позволяет:
*  Расширить и обогатить актуальные творческие способности
*  Переносить творческие способности из одного контекста в другой
*  Фокусировать творческие силы системным образом
*  Развивать более осознанный доступ к творчеству
*  Использовать и применять творческий процесс в новых целях
*  Стимулировать творческое начало и новаторство в других
*  Устанавливать процесс постоянного наращивания новаторства
*  Развивать язык, с помощью которого можно эффективнее вступать в контакт с творчеством

Лидерство преобразования
Лидерство становится одним из главных навыков в меняющемся мире. НПЛ рассматривает лидеров не как "начальников" или "командиров", а скорее как людей, которые "создают мир, в котором хотят жить". Такое лидерство является результатом конгруэнтности, собранности и в меньшей степени силы. Оно подразумевает управление взаимоотношениями и взаимодействиями в рамках организации, сети или социальной системы в целях продвижения к высокой цели.
В некоторые моменты нашей жизни каждый из нас чувствовал в себе желание "изменить мир" или "сделать мир лучше". Эта мечта обычно возникает из предположения о том, что наша жизнь или наш мир каким-то образом может стать лучше. Такое видение будущего часто дает направление нашей жизни и работе, создавая мотивацию для изменений на многих уровнях.
НЛП разработало модели для многих важных навыков, которые требуются для того, чтобы вызвать изменения и "создать мир, в котором хочется жить" - это навыки "лидерства преобразования". Они относятся к формированию и прояснению собственных мечтаний и идей, к возможности поделиться этими мечтами и идеями с другими, к преобразованию  их в действия и к возможности получить помощь и поддержку других по претворению этих идей в жизнь. Такие навыки включают в себя мастерство общения и управления взаимоотношениями внутри организации или социальной системы с целью продвижения к намеченной цели.
Некоторые другие навыки лидерства преобразования:
* Осознавание способности быть лидером с помощью идентификации вашего видения и задачи
*  Развитие и сохранение личных высоких качеств (преимуществ)
*  Признание существfования различных точек зрения
*  Лучшее понимание и управление убеждениями и системами убеждений
*  Повышение качества личной эффективности в общении и управлении другими
*  Применение и улучшение личного стиля лидерства
*  Предъявление полезной обратной связи

Обзор моделирования в НЛП
Моделирование - это процесс разбивки сложных событий или серии событий на достаточно маленькие звенья, которые можно воспроизвести и которыми можно управлять. Нейро-лингвистическое программирование возникло в результате моделирования успешного мышления человека. Процесс моделирования в НЛП включает в себя обнаружение того, как мозг ("Нейро") оперирует аналитическими языковыми паттернами ("Лингвисти-ческое") и невербальными способами коммуникации. В результате такого анализа возникли пошаговые стратегии, или программы ("Программирование"), которые можно использовать и экстраполировать на опыт других людей и содержательный материал.
В рамках НЛП разработаны технические приемы по определению и описанию паттернов вербального и невербального поведения людей. В основе НЛП лежит формирование моделей поведения особых или исключительных людей, которые могут быть использованы и другими людьми. Основная цель такого моделирования - его внедрение в поведение человека.
Инструменты моделирования позволяют выявлять специфические, воспроизводимые паттерны в языке и поведении как эффективные модели.

Уровни моделирования
В моделировании поведения человека существует несколько аспектов или уровней различных систем и субсистем, в которых он действует. Мы можем исследовать исторические и географические факторы окружающей среды, в которой он обитает, (где и когда он живет). Мы может рассмотреть его поведение и поступки (что он делает в этой среде). Мы также можем обратиться к интеллектуальной и познавательной стратегии и способностям человека (как он  приходит к своему поведению в данном контексте). В дальнейшем мы можем проанализировать его убеждения и ценности, которые являются мотивационной основой его поведения (почему человек совершает те или иные поступки). Мы можем глубже исследовать способы идентификации человека (кто стоит за всеми что, где, когда, как и почему).
Мы можем  обратиться к человеку и его окружению - его отношению к родным, друзьям, коллегам, культуре, религии и т.д.,  определяя его по отношению к значимым другим. Другими словами, кто оказывал и оказывает влияние на его поведение, возможности, убеждения, как он реализует их в большой системе, частью которой он является?
Схема главных систем, в которых существует человек, является ядром процесса моделирования.

В общем моделирование поведения гения может затронуть исследования взаимодействий различных уровней опыта, включающие:

Окружающая среда определяет внешние возможности или принуждение, на которое человек должен реагировать. Отвечает на вопросы "где?" и "когда?" лидерства - влияет на контекст.
* Поведение и специфические действия или реакции человека в окружающей среде. Отвечает на вопрос "что?" лидерства.
* Способности дают направление поступкам, планам или стратегиям. Отвечает на вопрос "как?" лидерства.
* Убеждения и ценности усиливают мотивацию и разрешение, которые поддерживают или препятствуют способностям. Отвечает на вопрос "почему?" лидерства.
* Идентификация относится к роли человека, его миссии и/или ощущению собственного "Я". Отвечает на вопрос "кто?" лидерства.
* Духовность относится к большой системе, частью которой человек является. Отвечает на вопрос "кто еще?" и "что еще?" лидерства - влияет на систему.

От видения к действию
Типичный путь изменения в интеллектуальном лидерстве и организационном развитии предполагает движение от видения к действию. Мета-, макро- и микролидерские способности требуют стимуляции и управления различными процессами, которые делают возможным шаг от видения к действию.
Металидерство является вдохновителем и мотивационным фактором в формировании видения задачи и создания общества единомышленников внутри системы.
Макролидерство создает стратегию в выявлении видения и задачи, определяя ценности, культуру и путь для достижения желаемого состояния.
Микролидерство обеспечивает структуру для создания культуры и конкретного пути, выявляя промежуточные цели и связи.

Различные типы процессов и способностей к лидерству, включенные в движение от видения к действию
Организационное "видение" отличается от любого специфического взгляда на предмет. Такое "видение" часто имеет более общее направление и является источником для мотивации и ценностей.

Упражнение: видение и действие
Данное упражнение дает возможность сочетать системное и стратегическое мышление для создания видения, а затем для определения пути, ведущего от видения к действию.

Часть I. Создание видения.
1. Расслабьтесь и прислушайтесь к своим чувствам.

2. С закрытыми глазами создайте пространство для "видения" вашим внутренним взором. Представьте себе пейзаж и отметьте, где расположен горизонт вашего воображаемого пространства.
Отметьте также "точку схода" и "точку удаления" вашего фокуса. Заметьте, как далеко от кончика вашего носа расположена точка удаления. Это один метр? Десять метров? Километр?

Распространите точку приближения как можно дальше. Если потребуется, отодвиньте горизонт. Найдите точку схода, которая представляет вашу остальную жизнь. Затем расширьте ваш фокус далеко за эту точку. После этого выпрямите позвоночник и поднимите голову.
Представьте себе, что из-за горизонта поднимается солнце. Ощутите рассвет нового дня. Почувствуйте надежду и веру в будущее.
В этом состоянии задайте себе вопрос: "Что я вижу?" Дайте возможность образам и словам вашего ответа создать ощущение света, исходящего от утренней зари.

3. Вернитесь и сфокусируйте свое внимание на точке, которая представляет вашу остальную жизнь, сохраняя осознавание рассвета и ощущения, вызванного вашим видением. Подумайте, что вам надо сделать в этом временном отрезке, чтобы двигаться к этому видению. Задайте себе вопрос: "Каково мое положение в большой системе в связи с этим видением?", "Каким может быть символ или метафора этого положения?"

4. Сфокусируйте свое внимание на своем теле, ощущениях и эмоциях, связанных с чувством видения и задачи. Почувствуйте ощущение вдохновения и возбуждения, которые вызывает у вас будущее. Представьте себе, что ваше сердце имеет голос, и спросите себя: "Какие ценности выражены и представлены в моем видении и задаче?", "Какие убеждения связаны с моим видением и задачей?"

5. Переключите свое внимание на позвоночник и плечи. Выпрямите свой позвоночник и разверните свои плечи так, чтобы ваше дыхание стало более полным и свободным. Почувствуйте ощущение физической энергии и силы вашего тела. Спросите себя: "Какие способности у меня есть или мне надо развить, для того чтобы поддержать мои убеждения и ценности и выполнить свою задачу в соответствии со своим видением?"

6. Приблизьте точку фокуса к себе, найдя наиболее удобное расстояние. Позвольте своему сознанию войти в ваши мускулы, кости и живот. Задайте себе вопрос: "Каков мой следующий шаг к достижению цели?", "Какое внутреннее состояние лучше всего поможет мне сделать этот шаг?" Создайте план по реализации этого шага.

7. Представьте себе, что вы физически двигаетесь к точке будущего. Задайте себе вопрос: "Где и когда я завершу этот шаг?"

Часть II. Определяя свой путь

Ответьте на вопросы, представленные ниже, и запишите их, для того чтобы определить связующие звенья между разными уровнями процессов, через которые вы прошли. Эти связующие звенья формируют ваше движение от видения к действию.

1. "Каково ваше видение в связи с большой системой или сообществом, в котором вы  функционируете?"
Мое видение _________________________________________________________________________

2. "Какова ваша идентификация или роль с связи с вашим видением и системой или сообществом, к которому вы принадлежите?" "Кто вы или кем вы хотите быть в связи с вашим видением?"

В связи с моим видением я ______________________________________________________

"Какова ваша миссия в связи с системой и видением?"
Моя миссия  _________________________________________________________________________

3. "Какие убеждения и ценности выражаются в вашем видении и миссии?"
"Какие ценности воплощает ваша роль и видение?"

Я призван/на к этому видению и миссии, потому что я/мы ценю

_______________________________________________________________________________

"Почему у вас возникли  данное видение и миссия? Какие убеждения создали эту мотивацию для ваших мыслей и действий?"
Я верю в то, что __________________________________________________________________________________

4. "Какие способности нужны для вашего видения и для того,  чтобы выполнить вашу миссию, убеждения и ценности?"
"Как вы завершите свою миссию? Какие способности и познания необходимы или предполагаются для того, чтобы завершить ваше видение под руководством ваших убеждений и ценностей?"

Чтобы завершить мое видение и миссию, я использую мои способности для

__________________________________________________________________________________________

5. "Какое особое поведение, связанное с вашим видением и выполнением вашей миссии, реализует ваши способности и удовлетворяет ваши убеждения и ценности?"
"Каковы ваши планы по достижению вашего видения и миссии? Что вам надо сделать, чтобы завершить свою миссию? Какие особенные действия связаны с вашим видением?"

Мои планы ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

6. "Какова окружающая среда, в которой вы проявите свое видение и достигнете желаемого состояния?"
"Где и когда вы хотите осуществить поведение и действия в связи с вашим видением и миссией? Каков будет внешний контекст, окружающий желаемую цель и действия?"

Этот план будет осуществляться в контексте ____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

7. Представьте себе, что вы физически продвигаетесь в будущее. Задайте себе вопрос: "Когда и где я завершу этот следующий шаг?"
___________________________________________________________________________________________________

Уолт Дисней - стратегия планирования
Способность Уолта Диснея сочетать творческую активность с успешной стратегией бизнеса позволила ему создать империю в области развлечений, которая существует десятилетия и после его смерти. Дисней воплощает в себе способность создавать успешно функционирующую творческую организацию, а также умение претворять плоды своего воображения в реальные образы. Его способ выражения  (анимационное кино) характеризует основополагающий процесс всякого творческого гения: способность воплощать нечто, существующее только в воображении, в физическую форму, которая непосредственно и положительно влияет на жизнь других людей.
Ключевой элемент стратегии Диснея прокомментировал один из его мультипликаторов: "В действительности существует три разных Диснея - мечтатель, реалист и вредитель. И никто не знал, какого из них может встретить". Это воспоминание - не только штрих к портрету самого Диснея, оно проливает свет на процесс его творчества и принятия решений. Творчество как синтетический процесс включает в себя все три  эти позиции - Мечтателя, Реалиста и Критика.
Без Реалиста Мечтатель не сможет воплотить свои идеи в реальность. Критик и Мечтатель без Реалиста будут находиться в постоянном конфликте. Мечтатель и Реалист могут что-то создавать, однако в отсутствии Критика они не сумеют добиться высоких результатов. Критик помогает им анализировать и повышать качество творческого процесса.
Эффективное решение задач представляет собой синтез различных процессов творчества. Мечтатель необходим для творческого процесса. Он продуцирует идеи и задачи. Реалист воплощает эти идеи в реальные дела. Критик выполняет роль фильтра этих идей и помогает избежать возможных проблем.

Обзор творческой стратегии Диснея

Сравнительное описание сотрудничества "Мечтателя", "Реалиста" и "Критика" дает сам Дисней.

_"Автор сценария должен _*_ясно видеть _*_в своем воображении, как представить каждый отдельный фрагмент своей истории. Он должен _*_чувствовать _*_каждое выражение и каждую реакцию. Он должен отойти от своего сценария на большое расстояние, чтобы обратить на него _*повторный взгляд... и увидеть_, нет ли в нем каких либо пробелов, _увидеть*, могут ли герои быть интересными и симпатичными зрителям. Он также должен попробовать увидеть, чем занимаются его персонажи, и может ли это быть интересным само по себе."

Первая часть этого описания фокусирует внимание на взаимодействии между Мечтателем и Реалистом. Очевидно, что "повторный взгляд" - это миссия "Вредителя", или Критика.
Это заявление определяет три различные позиции:

1. "Мечтатель" - видение всего сценария: "Сценарист должен ясно видеть в своем воображении, как будет выглядеть каждый отрывок в его сценарии".

2. "Реалист" - чувства и действия, первая позиция, вовлеченность, движение: "Он должен чувствовать каждое выражение и реакцию".

3. "Критик" - вторая позиция, отстраненность: "Он должен отойти от своего сценария на достаточно большое расстояние, чтобы обратить на него "повторный взгляд".
     а) Весь сценарий: "увидеть, нет ли в нем пробелов".
     б) Отдельные персонажи: "увидеть, могут ли герои быть интересными и симпатичными зрителям".
     в) Отдельные персонажи, независимо от фильма: "увидеть, может ли это быть интересным само по себе".

"Повторный взгляд" в понимании Диснея дает возможность получить так называемое "двойное описание" события. Это "двойное описание" дает нам важную информацию, которая могла бы уйти из поля зрения. Подобно тому, как два глаза  дают нам возможность видеть объемное изображение предметов, "двойное описание" Диснея позволяло его произведениям получить дополнительный объем.
"Повторный взгляд" представляет особый интерес для НЛП, так как предполагает "достаточную отстраненность". Если бы он был слишком близким, то находился бы под большим влиянием других позиций восприятия, а также мог бы и сам оказать на них слишком большое влияние. Если Критик слишком тесно соприкасается с Мечтателем, он может ограничивать его воображение.
Очевидно, что основные свойства дарования Диснея заключались в его способности соединять воедино все позиции восприятия. Его Мечтатель работает в русле визуальных образов (в). Мечтатель фокусирует внимание на "общей картине", для его позиции нет ничего невозможного. Диснеевский процесс творчества фокусируется на визуальном воображении, а также переплетении и синтезе всех чувств.
Диснеевский процесс "воплощения" фантазий дает жизнь выдуманным им образам с помощью "раскадровки" фантазии на отдельные части. Реалист действует таким образом, "как если бы" фантазия была реальностью, и фокусируется на разработке действий по реализации фантазии.
Оценка Критика заключается в отдалении от проекта или идеи и в его "повторном взгляде" с позиции зрителя. Критик ищет способа избежать проблем и обеспечить высокое качество. Применяя различные логические уровни и оценки, он старается определить, насколько план или идея устойчивы к воздействию "непредвиденных" факторов.
Дисней использовал свою стратегию для того, чтобы создавать анимационное кино, но ее основные элементы могут быть использованы практически в любой ситуации, где есть место планированию и принятию решений. Баланс между тремя основными позициями - "Мечтателя", "Реалиста" и "Вредителя" ("Критика") - это без всякого сомнения главная стратегия всех гениев.

Раскадровка/воображаемый процесс
1. Находясь в метапозиции, найдите три различных положения в пространстве и обозначьте их как "Мечтатель" (1), "Реалист" (2) и "Критик" (3).

2. Проставьте якорь на каждый из выбранных пунктов:

· а) Подумайте о времени, когда вы были способны фантазировать и придумывать новые идеи без каких-либо ограничений. Встаньте в пункт (1) и проживите этот опыт снова.

· б) Подумайте о времени, когда вы  были способны думать о чем-то очень реалистично и смогли разработать эффективный план по осуществлению какой-либо идеи. Встаньте в пункт (2) и переживите этот опыт опять.

· в) Подумайте о времени, когда вы могли высказать полезную критику, выразить конструктивное критическое мнение и найти проблемы. Убедитесь в том, что этот пункт находится на достаточном расстоянии от других и не влияет не них. Встаньте в пункт (3) и прочувствуйте этот опыт.

3. Определите результат, который вы хотите получить, и встаньте в позицию Мечтателя. Зрительно представьте себя, достигающего эту цель, как если бы вы были героем фильма. Позвольте своей фантазии развиваться в свободной, ничем не ограниченной  манере.

4. Встаньте в пункт "Реалист" и мысленно перевоплотитесь в эту фантазию, поставив себя на место всех персонажей. Далее посмотрите на процесс как на "раскадровку" (то есть последовательность образов).

5. Встаньте в пункт "Критик" и найдите то, что было упущено или необходимо. А затем превратите свою критику в вопросы, обращенные к Мечтателю.

6. Снова вернитесь в позицию Мечтателя, чтобы найти творческое решение, варианты и дополнения и ответы на вопросы Критика.

7. После того как вы повторите весь этот цикл несколько раз, начните думать о чем-нибудь другом, приятном, при этом продолжайте работать в позициях Мечтателя, Реалиста и Критика.

8. Продолжайте цикл, проходя через шаги 4, 5 и 6, до тех пор пока ваш план не будет соответствовать каждой позиции.

Управление групповым творческим процессом
Диснеевский творческий процесс можно использовать и для групп или команд. Творческий цикл группы или команды часто заключает в себя естественное движение между "Мечтателем" (большая картина или "видение"), "Реалистом" (разработка промежуточных целей для достижения более крупной задачи) и "Критиком" (поиск пропущенных звеньев и возможных проблем).
Главным критерием многих лидеров является "баланс" в управлении творческим процессом. Различные стили мышления, представленные "Мечтателем", "Реалистом" и "Критиком", выполняют различные функции в процессе осуществления задачи:
Мечтатель предлагает альтернативные варианты и возможности.
Реалист помогает определить конкретные действия.
Критик помогает оценить убытки и пробелы.

Таким образом, для эффективного группового решения проблем необходимо:
1. Все три стадии творческого цикла ("Мечтатель", "Реалист" и "Критик").
2. Различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях.

Важный фактор управления коллективным творчеством - поддержание баланса в группе. Необходимо добиться наиболее полной реализации потенциала всех членов группы. В то же время нужно выявить и применить способности отдельных сотрудников. Различные процессы по-разному побуждают творческие способности на различных фазах творческого цикла. Например, у Диснея были разные комнаты для Мечтателя, Реалиста и Критика. На стенах в комнате Мечтателя висело множество картин, рисунков и афоризмов. В этой комнате царил хаос и разнообразие красок. Здесь не допускалось никакой критики - только фантазии! Рабочее пространство Реалиста, напротив, было упорядочено и снабжено большим количеством технических средств для воплощения фантазий. Все столы находились в одной большой комнате, где сотрудники могли видеть друг друга  и общаться между собой. У Критика был маленький чуланчик под лестницей, в котором он мог изучать и оценивать первые карандашные эскизы. Комната казалась тесной и душной, отчего ее прозвали "карцером".

*Мечтатель *
Стадия Мечтателя ориентирована на дальнюю перспективу. Она предполагает масштабную картину и крупные звенья плана. Ее главный фокус заострен на содержании плана или идеи. Дисней считал, что функция Мечтателя состоит в том, чтобы "ясно видеть в своем воображении каждый элемент работы в сценарии (проекте)".
Мыслить как Мечтатель - значит держать открытым свое воображение и пребывать к удобной, приятной и расслабленной позиции.

*Реалист *
Задача Реалиста - действовать так, "как если бы" фантазия была осуществима, его творческая роль касается способов реализации данной идеи или плана.
Фаза Реалиста ориентирована на движение к будущему и на те шаги, которые необходимо предпринять в короткие сроки.

Критик
На стадии Критика все отдельные части проекта или плана должны быть объединены в одну общую. Основная задача Критика - найти потенциальные проблемы и пропущенные узлы в конкретном плане или возможном решении. Стратегия Критика  - по возможности избежать проблем и "что предпринять, если" проблема возникнет.
Критик смотрит вниз, опустив голову, касаясь рукой подбородка.
Важно понимать, что критика, как и любое другое поведение, предполагает позитивный контекст. Поэтому здесь необходимо соблюдать два важных принципа: 1) критика должна иметь позитивные цели; 2) критик должен задавать вопросы. Такая последовательность может быть хорошей стратегией, если задавать, например,  следующие вопросы:
1. Каковы ваши возражения или критические замечания против данного решения или плана?
2. Каков позитивный контекст вашей критики?
3. Какие вопросы вызывает у вас этот план или идея?
Превратите критику в вопросы. Какие вопросы, начинающиеся с "КАК" у вас возникают?

Общие ключевые физические паттерны, связанные с Мечтателем, Реалистом и Критиком
Мечтатель, Реалист и Критик могут быть связаны с определенными типами вопросов.

*Мечтатель: *
Какова цель проекта?
Каковы возможные выгоды от него?
Существуют ли другие возможности?
Какие дополнительные цели может достичь этот проект?

*Реалист: *
Каковы временные рамки проекта?
Кто его исполнители?
Каким должен быть первый шаг?
По каким критериям или обратной связи вы определите эффективность своих действий?
Какие ресурсы нужны для реализации этих действий?

Критик:
Кто может возражать против этого проекта?
Почему кто-то может возражать против проекта?
Что их может не устраивать?
Что упущено?
По каким причинам руководитель может оказаться от проекта?

Следующее упражнение поможет группе проработать все фазы.

1. Исследователь излагает план или идею (регламент - 5 минут). Члены группы используют стратегию Мечтателя, чтобы обогатить свое понимание плана или идеи.
2. Члены группы изучают вопросы Реалиста, используя его стратегию и физиологию  по прояснению конкретных действий и шагов, необходимых для реализации плана или идеи.
3. Группа переходит к стадии Критика. Следуют вопросы Критика с использованием его стратегии и физиологии.
4. Группа проходит через фазы цикла, постепенно прорабатывая и совершенствуя план или идею.

Нравится