МУДРЫ в индуизме и буддизме

фотография Трдат Доникян.
фотография Трдат Доникян.
фотография Трдат Доникян.
фотография Трдат Доникян.
фотография Трдат Доникян.

Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā IAST, «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.

Мудра

мудра (санскр., букв. печать, знак, символ, примета) — 1. Название определенного положения рук, ладоней, пальцев, к-рое символизирует к.-л. идею в ходе ритуала; реже — название специфич. позы тела. Слово М., как правило, является вторым компонентом общего названия символич. жеста, напр. дана-М. — «символ даяния», абхайя-М. — «символ неустрашимости». М. является обязат. третьим компонентом ритуала, символизируя «действие телом» (наряду с «действием речью» — произнесением мантр, и «действием мыслью» — дхьяна, самадхи). М. широко представлены в будд. иконографии, скульптуре и ритуальных танцах. 2. Маха-М. — название одной из систем практик в ваджраяне, преимущественно в школе кагьюдпа. 3. Маха-М. — синоним названия конечной цели будд. пути — полного освобождения и всеведения; в этом значении термин имеет множество истолкований в разл. будд. текстах. 4. Чатвари-М. (санскр. — «четыре М.»): 1) маха-М. — символ полной подготовленности, «очищенности» тела; 2) дхарма-М. — символ очищенности речи; 3) самайя-М. — символ очищенности ума, когда достигнуто равное сочетание душевного покоя (самадхи) и раскованности (випассана) и 4) карма-М. — символ совершенного овладения 4 типами творч. активности йогина «успокоение», «раскрытие», «могущество», «высшее деяние». Есть и другие интерпретации термина «четыре мудры». 5. Шад-М. (санскр. «шесть М.»): диадема, браслеты,серьги, пояс, чакра (колесо) и пепел (пудра) — шесть украшений божеств в ваджраяне, к-рые символизируют полную реализацию шести парамит

Мудры в буддизме

Мудры в буддизме
МУДРЫ («печать», «знак»), в тантрическом буддизме и индуизме магические жесты в виде особых положений пальцев, ладоней и рук, сопровождающие и «подтверждающие» произнесение мантр и одновременно моделирующие сакральные действа. Материализуя обращение адепта к божеству, мудры приписываются и самим объектам почитания, составляя, например, непременный элемент «иконографии» будд и бодхисаттв. Истоки сакральных жестов в индийских религиях восходят еще к ведийскому периоду (по мнению некоторых ученых, конкретно к жестам рецитаторов ведийских текстов, позволявшим запоминать ударения и т.д.), к дискуссиям жрецов на состязаниях, завершавших новогодний ритуал (брахмодья), и к древним ритуальным танцам, что подтверждается обучением символическим значениям сложений пальцев и рук в современных школах индийского танца.

В качестве динамических жестов мудры «мудра» противопоставляются статическим – тем, которые изображаются в скульптуре и других произведениях культового искусства. В мудры, как и в мантры, адепт посвящается учителем, и они должны осуществляться точно по правилам – совершаемые неправильно, они, согласно ваджраянистам, обесценивают магический акт. Составляя одну из «мистерий» ваджраянского буддизма, мудры стали отдельным предметом специальных учебных и «теоретических» пособий как один из трех компонентов культового действа – действие телом, наряду с действием словом (мантра) и действием мыслью (созерцательная практика – дхьяна). Учение о мудрах излагается в специальных ритуаловедческих текстах ваджраяны (Садханах) и в таких известных произведениях, как Манджушримахакальпа.

Единой классификации мудр «мудры» в буддизме ваджраяны, по-видимому, не существует, однако имеются определенные классификационные принципы. Наиболее «прозрачны» те из них, которые опираются на символическое истолкование «действий телом». Так, в жесте созерцания (дхьяна-мудра) большие пальцы рук могут образовывать треугольник, символизирующий «три драгоценности» буддизма – Будду, учение (дхарма) и общину (сангха). Данный жест моделирует прозрение Буддой четырех «благородных истин» (к другому классу относится в смысловом отношении близкий жест размышления – чинмудра). Жест прикосновения к земле (бхумиспарша-мудра), совершаемый правой рукой, ассоциируется с победой Будды над царем демонов Марой, препятствовавшим достижению им «просветления» и призыванию земли в свидетельство о его победе. Жест бесстрашия (абхая-мудра), один из наиболее популярных в тибетской традиции, при котором поднимается правая рука с ладонью вперед, воспроизводит усмирение Буддой бешеного слона, выпущенного на него его кузеном-соперником Дэвадаттой. Жест проповеди (вьякхьяна-мудра), при котором указательный и большой палец образуют кольцо (указательный палец может быть замещен другим), ассоциируется с Буддой, проповедовавшим дхарму. Жест поворота колеса учения (дхармачакраправартана-мудра) – комбинация последнего и жеста знания (джняна-мудра). Он, как следует из его названия, моделирует первую проповедь Будды о страдании в Оленьем парке Бенареса. Очевидно, что все эти жесты образуют единую смысловую группу. Еще одну смысловую единицу составляет жест угрозы или атаки (тарджани-мудра), при котором вытянутые пальцы направляются вверх или в сторону «врага». Под «врагом» подразумеваются состояние аффектированности, обусловленное доминированием в сознании трех корневых «ядов» (доши) – заблуждения, вожделения и ненависти. К другим группам относятся жесты поклонения Будде (буддхашрамана-мудра), возлияния или насыщения (тарпана-мудра), совершаемые во время поминания предков, а также жест поклонения (анджали-мудра), которым выказывают почтение божеству или уважаемому лицу, который обычно в тибетских изображениях совершает будда Вайрочана (по-видимому, из «педагогических» соображений, поскольку сам он занимает центральное место в ваджраянских мандалах и, согласно Махавайрочана-сутре, датируемой 7 в., является первым среди будд). Границы между различными группами мудр не жесткие: та мудра, которая по одной классификации принадлежит группе А, по другой может быть подклассом группы В.

Понятие мудры получило в ламаизме столь значительную генерализацию, что термин «махамудра» («великая мудра») маркирует здесь буддийский путь в целом, всю буддийскую стратегию достижения «освобождения». Мудры трактуются также как символы шести основных буддийских совершенств (парамиты): шесть мудр (шадмудра) – диадема, браслет, серьги, пояс, колесо и пепел – символизируют реализацию
Мудра – это сложенные особым способом пальцы рук. Которые дают разные эффекты на энергетическом плане.

Знание и умение пользоваться Мудрами не исцелят полностью от заболевания, но существенно помогают людям.

Нужно правильно выбрать нужную Мудру и выполнить её( это важно при выполнении нескольких ).

Это гораздо просто сложить пальцы в фигуру.

Для максимального эффекта нужно сосредоточится на мыслях.

В нашем организме воздействие Мудр происходит на энергетические потоки человека.

Мудра – это закрытая энергетическая система, направленная на совершенствование внутренних функций (позволяю- щая восстанавливать внутренние программы работы организма) и работу с подсознанием, в которой:

некоторые энергетические каналы замыкаются и их энергия, накапливаясь, остается в теле;
некоторые каналы разомкнуты и поддерживают динамическое энергетическое равновесие с внешней средой (количество энергии, свободно покидающей канал, равно количеству энергии, свободно поступающей в него извне).
Назначение мудр:

дают возможность работать с различными энергетическими каналами;
подсознательно включают системы организма через программы, заложенные в подсознании;
замыкают определенные каналы, обеспечивают автоматическую работу организма без учета сознания.
Применяются:

в медитации;
в созерцании;
в асанах;
в пранаямах;
в лечении;
при восстановлении систем органов;
для входа в состояние.
Аспекты мудр (каждая мудра имеет свои аспекты или показания):

1. Физиологический аспект:

восстанавливают физические силы организма;
восстанавливают физиологическое равновесие в организме.
2. Энергетический аспект:

чистят энергетические каналы;
увеличивают энергетический потенциал.
3. Психический аспект:

дают внутреннее спокойствие;
убирают эмоции;
восстанавливают психику.
Терапевтический эффект:

улучшают обмен веществ в организме;
восстанавливают эндокринную и центральную нервную системы.
Рекомендации.
Некоторые мудры по технике выполнения имеют мужской и женский варианты. Поскольку у мужчин дающая правая рука, а у женщин – левая, а мудры построены по принципу сохранения энергии, то каналы дающей руки должны быть замкнуты.
Возможны варианты выполнения мудр с произнесением мантр (т.е. с сознательным набором энергии). Обучение набору энергий проводится в группах на практических занятиях.

Многие традиции рассматривают пальцы человека, как проводники энергетических меридианов в теле человека. Каждая часть, каждая фаланга «отвечает», если так можно выразиться, за поведение определенного органа человеческого организма, за его энергетическую структуру.

Узнав, какое влияние оказывает на Вас то или иное положение Ваших рук, можно существенно облегчить себе жизнь и гармонизировать ее. Можно действовать по наитию, но не лучше ли сознательно вносить коррективы в собственное самочувствие?

Мудры представляют собой положения пальцев рук, создающие энергетические конфигурации, влияющие на Вас определенным образом.

Выполняя необходимые мудры, Вы можете поправить здоровье, пробудить свои духовные силы, но помните - мудры не панацея. Если продолжать стучаться головой о стену, то гипс не спасет от очередного сотрясения. Развивайтесь, совершенствуйтесь и берите на вооружение нужную Вам для этого информацию.

Что такое Мудра?

Мудра - это понятие со многими значениями. Обычно слово Мудра ассоциируется со сложным жестом, с мистическим положением пальцев рук, или с таинственным восточным символом, изображаемым кистями и пальцами рук. Однако имеются специальные положения глаз, тела и даже техники дыхания, которые тоже называются Мудры. Все мудры - символические положение пальцев, глаз или тела - образно представляют определенные состояния сознания или процессы сознания. И эти же положения могут вести к состояниям сознания, которые они символизируют. Как выражается это конкретно? Кто делает, к примеру, часто и усердно жест бесстрашия, который часто используется при изображении индийских божеств, освобождается со временем от своей боязливости. Мудры обращаются к определенным областям нашего мозга (или нашей души), и оказывают соответствующее влияние на тело и дух. Однако они действуют и на физическом уровне.
Как это происходит, кратко сказано в главе «Каким образом осуществляется действие Мудр». Восточные объяснения воздействия Мудр на человека слишком витиеваты, чтобы здесь приводить. Но воздействие Мудр неоспоримо. И при желании легко заметить, что различными изгибами и скрещиваниями пальцев в сочетании с разными касаниями пальцев другими пальцами, мы можем эффективно воздействовать на себя. Не чудесно ли это?
В Хатха-йоге*, кроме Асан и Бандх используется 25 Мудр, к которым принадлежат и специальные положения глаз, и положения тела. Здесь они рассматриваются вскользь, в основном уделяется внимание Мудрам для рук.
Особенное значение Мудрам для рук придается в Кундалине-Йоге**, там они служат для усиления действий специфических положений тела.
* Популярный на Западе курс Йоги, направленный в основном на оздоровление.
** Целью данной разновидности Йоги является приобретение и усиление духовной силы.

Как, где и когда практикуются Мудры?

Как?

Очень просто! Принимайте положение кистей и пальцев так же, как это представляется на иллюстрации. При этом должно быть: давление пальцев очень легким и нежным, а руки расслабленными. Вероятно, Вы заметите, что во время разучивания некоторых Мудр у вас все-таки будут некоторые затруднения: пальцы упрямы, слишком неподвижны, руки соскальзывают или быстро утомляются. Это проблемы не сложности Мудр, а проблемы Вашего тела, определенной его закостенелости. У подвижности рук есть непосредственное отношение к подвижности всего тела. Если у Вас определенная Мудра вызывает затруднение, то это сигнализирует о проблеме в соответствующем* этой Мудре участке тела или в органе.
В этом случае уделите больше времени такой Мудре, ее разучиванию и потом дальнейшей практике, чтобы быстрей избавиться от своей проблемы.
Иногда будет удобней разучить положение кисти и пальцев на одной руке, потом на другой и лишь после этого соединить руки вместе.
Делайте Мудры так хорошо, как идет. Не переусердствуйте. Если что-то не получается или руки устали, уступите не расстраиваясь.
Со временем у Вас появится больше силы в руках, они будут подвижнее и обе руки смогут выполнять Мудры синхронно. Вы со временем будете чувствовать себя даже несколько моложе, также обще-свежее и в целом подвижнее. Но даже если Вы стали подвижнее и сильнее, обходитесь с пальцами всегда осторожно и заботливо. Мудра, безразлично какие определения Вы ей даете, должна быть для вас не только полезным, но и священным жестом.
Мудры можно практиковать сидя, лежа, стоя или на ходу. Обращайте внимание на осанку. Тело должно быть симметрично, центрировано и расслаблено.
Если Вы при выполнении Мудр сидите на стуле, Ваша спина должна ровно касаться спинки стула, а ноги должны иметь хороший контакт с полом. Если при этом Вы лежите, естественно, положение спины будет самым подходящим при использовании для этого достаточно твердой, ровной и большой поверхности. Можно при необходимости использовать маленькие подушки, подкладывая их под затылок или под подколенные впадины, или под бедра.
Если Вы практикуете Мудры стоя, то ноги раздвиньте на ширину плеч, а носки направьте прямо вперед.
Если Вы при выполнении Мудр идете, то ходьба должна быть равномерной, спокойной и ритмичной.
В любом случае важно быть свободным, расслабленным, так как каждый перекос или любое напряжение в теле препятствуют внутренним энергетическим потокам, и резко ослабляют воздействие Мудр.
Само собой разумеется, использовать Мудры лучше всего во время медитаций**.
При этом традиционно рекомендуется классическая поза «лотос». И требования к ней таковы:
Таз и ноги располагаются на одной ровной и достаточно твердой поверхности.
Позвоночник ровный.
Оба колена - на одной высоте, в идеале - прижаты к поверхности, но в тоже время ноги расслаблены. (Если необходимо, нижнее колено поддерживают подкладкой до тех пор, пока держать оба колена на одной высоте затруднительно.)
Руки лежат на бедрах симметрично, свободно.
Плечи опадают свободно назад и вниз. 
Грудь открыта и не зажата.
Подбородок несколько опущен, а затылок приподнят и свободен.
Дыхание равномерное, медленное, неглубокое.
Эта поза (в отношении положения ног) весьма трудна для западного человека и вовсе не обязательна. Важно чтобы колени были на одном уровне, слегка расставлены, чтобы рукам было удобно лежать на бедрах, чтобы позвоночник был ровный, а тело расслаблено.
Также важны требования к дыханию и положению рук.
Последний совет. Никогда не оканчивайте медитацию неожиданно, а всегда постепенно, с хорошим потягиванием и медленным открыванием глаз.
Вы можете делать Мудры и думать при этом о чем угодно. Но лучше, если Вы при этом будете сосредоточены на собственном дыхании. Это помимо успокоения ума пригодится для выполнения некоторых Мудр. Хорошей поддержкой действию Мудр служат соответствующие визуализации и аффирмации.
* Это соответствие при описании Мудр будет указываться.
** Как правильно медитировать, Вы можете узнать из курса «Медитация для начинающих и не только».

Где и когда?

Собственно говоря, пользоваться Мудрами можно всегда и везде.
Другое дело разучивать. Современные авторы представляют мнение, что Мудры могли бы разучиваться, например, перед телевизором, в дорожной пробке или во время любого другого вынужденного ожидания. Но это не верно. И на то есть свои причины.
Мудры должны разучиваться в расслабленном состоянии, с уравновешенным настроением, в размышлениях о предмете изучения. Кто даст гарантию, что Вы не будете испытывать стресс, находясь в пробке или ожидая деловую встречу? Кто сохранит расслабленность, смотря крутой детектив по ящику или споря с кем-то о налогах? Мудры требуют обращения своего внимания вовнутрь себя, а не вовне.
Сделайте упражнение. Соедините мочки большого и указательного пальцев. Направьте туда свое внимание. Начните думать несколько минут о чем-нибудь очень хорошем, возвышенном, приятно волнующем. Безразлично о чем, но что позволит вам воспарить в своем представлении. Почувствуйте поток возникшей энергии, который потечет от указательного пальца. Теперь сделайте еще раз то же самое, но думайте о плохом, печальном, противном. Представьте себя огорченным. Чувствуйте снова энергию пальцев. Замечаете ли Вы различие?
Этот маленький эксперимент показывает, насколько это важно разучивать Мудры в хорошем настроении и в подходящей обстановке. Наши чувства и мысли влияют на наши энергетические поля и на энергетическую реку отрицательным или положительным способом, даже если мы вовсе не замечаем этого.
Время, которое мы уделяем Мудрам и при изучении, и при их использовании, должно принадлежать только им и быть временем внутреннего погружения, не зависимо от того, 5 минут это или час. Эффект более зависит от качества внутренней тишины, чем от времени.
Если медитативная музыка Вам в этом помогает – пользуйтесь ею.
Отличное время для изучения и практики - это время непосредственно перед сном или сразу же после сна, время спокойной прогулки или отдыха на природе.
Не изучайте все подряд Мудры, начните с самых необходимых для Вас. Учите по одной, пока одна не «внедрится» в Вас, не начинайте учить следующую.
Еще раз, не путайте процесс изучения Мудр, когда ваша положительная энергия должна помогать изучению, и использование Мудр на практике, когда Мудры должны воздействовать на энергетику. Имеются Мудры и техники дыхания для приобретения любого нужного состояния или настроения, есть и для успокоения, приобретения невозмутимости и даже равнодушия. С их помощью можно будет комфортно находиться в любой объективно тревожной ситуации. 
Действие Мудр может проявиться сразу или с задержкой. И не всегда на первых порах с ожидаемым результатом. Улучшение у хронических больных возможно через несколько недель или даже месяцев. Вам поможет терпение. Но это стоит дорогого. Эти сроки ожидания будут заполнены новыми познаниями и чудесными мгновениями прозрения. Уверенностью, положительными мыслями, пониманием причин Ваших болезней вы приблизите свое излечение. Излечив себя, Вы излечите мир вокруг себя.

Как долго в течение дня можно практиковать Мудры?

Большие мастера не сходятся во мнении на этот счет. Одни считают, что занятие должно длиться 45 минут в день без перерывов, другие – те же 45 минут предлагают разбить на три промежутка по 15 минут. Третьи приписывают разным Мудрам разное время, четвертые отстаивают свободный подход к этому вопросу.
Но большинство из них соглашается с рациональным подходом.
Разучивать Мудры лучше всего 45 минут в день. Хорошее время для усвоения нового материала. И запомнишь, и не устанешь.
Если Мудры используются для устранения проблем или заболеваний, фактически как лекарство, то лучше и «принимать» их как лекарство в одно и тоже время 3-4 раза в день по 15 минут.
Если практика Мудр совмещается с медитацией, то, естественно, по времени, она длится столько же, сколько и медитация*.
В остальных случаях – когда угодно и как угодно долго, лишь бы это было не в тягость.
Желательно вспомнить о них вовремя, чтобы извлечь нужную пользу. Например, перед посещением начальника – с помощью Мудр успокоиться и сосредоточиться.
* Вообще практика Мудр предполагает предварительный (или одновременный) вход в определенное медитативное состояние; во всяком случае необходимо расслабиться, углубиться в себя и постараться не думать.

Действие Мудр может восприниматься сразу или по прошествии определенного времени; возможно ощущение тепла, некой энергии, бодрости, улучшения самочувствия или хорошего настроения. Возможно и наоборот, особенно в начале занятий, - ощущение прохлады, недомогание, обострение боли, усталость. И в этом случае радуйтесь. Да, радуйтесь, потому что это тоже положительный знак. Началось лечение, а любое лечение проходит через обострение, и это пройдет.

Дыхание, визуализации, аффирмации для усиления воздействия Мудр.

Дыхание.

С правильным дыханием действие Мудр может многократно усиливаться. Зная принципы этого механизма, Вы сможете влиять сами на действие Мудр соответственно Вашим потребностям.
● Обращайте внимание на симметричную осанку и положение рук, которые должны находиться на расстоянии нескольких сантиметров от тела. Только уже это дает внутреннее равновесие, регулирует деятельность нервной системы и желез внутренней секреции.
● Во время глубокого дыхания мы отдаем кроме двуокиси углерода также на тонком плане «испорченную» энергию. Перед началом занятий сделайте несколько усиленных выдохов, освобождая место для новых энергий.
● Всегда делайте после вдоха и выдоха маленькую паузу, всего несколько секунд. Это самое важное при дыхательном процессе. В этих паузах внутренние силы настраиваются на нужный уровень.
● Если Вы практикуете Мудры для успокоения, то замедляйте выдох.
● Если Вы практикуете Мудры для оживления, бодрости, то усиливайте вдох.
● Качество дыхания оптимально, если оно медленно, ритмично, глубоко, но не агрессивно.
Итак. В начале занятия Вы выдыхаете несколько раз сильно и вместе с этим делаете дыхание глубже и медленнее. Теперь у Вас есть 3 возможности.
Первая: Равномерно дышать и чувствовать соприкосновение пальцев одинаковой силы и при вдохе, и при выдохе.
Вторая: Вы можете сжимать кончики пальца чуть сильнее во время вдоха и ослаблять давление во время выдоха.
Третья: Вы можете сжимать кончики пальца чуть сильнее во время выдоха и ослаблять давление во время вдоха.
У каждой возможности есть свое особенное действие. Первая центрирует, приводит внутреннее состояние в равновесие и, вообще, упорядочивает силы. Вторая укрепляет волю и освежает, третья способствует успокоению и расслаблению.
Пробуйте эти варианты и прочувствуйте различие сами! Возможно, Вы сразу не уловите такую закономерность, но она существует. Найдите Ваш оптимальный дыхательный ритм и Вашу оптимальную дыхательную глубину и наблюдайте несколько минут. После приобретения возможности регулировать свое дыхание можно перейти к использованию мощных инструментов для усиления действия Мудр (да и не только для этого) таких как визуализации и аффирмации.

Визуализации.

Наши внешние условия жизни формируются большей частью под влиянием наших "воображений", под влиянием того, что мы представляем себе, визуализируем*. У нас всегда есть возможность сформировать события нашей жизни с помощью картин, представляемых внутренним взором. При этом важно быть уверенным и невозмутимым, не "передавливая" желание (не придавая ему лишнего значения), но и наполняя его энергией.

Аффирмации (положительные утверждения).

Однажды, осознав и ясно высказавшись, чего мы хотим, ясно сформулировав наши желания и потребности, мы задаем новый порядок нашей жизни. Так просто, и некоторые находят это даже несколько наивным. Но как раз простое и наивное имеет большей частью самую большую действующую силу.
При аффирмациях** в силе тот же самый принцип что и при визуализациях. Уверенность и наполнение энергией. Плюс частое повторение, и чудеса не заставят себя долго ждать.

Атлас мудр, с подробным описанием техники их выполнения и показаний к применению, представлен ниже.

Пусть эти знания дошедшие до нас из глубины веков помогут каждому из вас обрести гармонию и счастья. Пользуйтесь и наслаждайтесь каждым днём. Каждое мгновенье неповторимо и его не вернёшь. Цените это.

 

Нравится